Требование о предоставлении информации

Содержание

Требование о предоставлении документов вне рамок налоговой проверки

Требование о предоставлении информации

4 шага при получении требования налогового органа

Главный принцип любых взаимодействий с налоговым органом: каждое Ваше действие измеряется в рублях.

Прежде чем ответить на требование, предоставить документы, прийти на вызов, подсчитайте, во сколько это может обойтись лично Вам и Вашей компании?

Нулевой стоимости Ваших действий во взаимоотношениях с ФНС не существует!

Итак, Вы получили требование по форме КНД 1165013

Прежде чем что-то делать, дайте квитанцию о получении требования. Квитанцию необходимо давать в последний день установленного срока – это даст Вам дополнительное время на реакцию по требованию.

Шаг 1. Проверяем требование на его соответствие закону

Образец полученного требования

1. Кому направлено требование? Смотрим правый верхний угол – название, ИНН, адрес адресата. Убедитесь, что требование направлено именно Вашей компании.

Если Требование адресовано не Вашей компании, можете даже не отвечать. Если очень хотите что-нибудь ответить, сообщите, что налоговый орган ошибся адресатом.

2. Кто направил требование? Смотрим в самом низу на должность и подпись. Убедитесь, что требование отправлено именно из той инспекции ФНС, в которой состоит на учете Ваша компания.

Если запрос исходит не от Вашей инспекции, можете либо не отвечать совсем, либо запросите, на каком основании этот орган проводит в отношении Вашей компании мероприятия налогового контроля (см п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

3. Выясняем основание для истребования документов и/или информации. Здесь надо смотреть требование в двух местах:

3.1. Ищем строку (на бланке написано курсивом) наименование мероприятия налогового контроля…. На этой строке должно быть напечатано «вне рамок налоговых проверок».

Внимание! Если в этом месте увидите словосочетание «камеральная проверка» или «выездная проверка», то все, что далее сказано в этой статье к такому требованию не относится.

3.2. Далее смотрим строки сразу под заголовком. Должно быть написано «в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса»

Если указано другое основание, делаете уточняющий запрос.

Настоятельно рекомендую: если обнаружили нарушения в вышеперечисленных пунктах, то кроме ответа, напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган и в Прокуратуру.

Это очень полезно, поскольку:

  • в случае наложения на Вас штрафа, Вам намного проще будет от него отбиться
  • фискалы существенно умерят в отношении Вас своё служебное рвение.

Если полученное требование успешно прошло первый шаг, переходим к шагу 2

Шаг 2. Проверяем, что просят?

Главный критерий: чтобы ни спрашивали, документы и информация должны относится к конкретной сделке.

Вот пример правильного запроса.

Указан номер, дата счет-фактуры и контрагент

А вот пример требования, на которое мы ответили просьбой указать конкретные сделки, которые интересуют налоговый орган.

Требование не содержит указаний на конкретные сделки

Шаг 3. Оцениваем последствия для себя в случае предоставления требуемых документов/информации

Во всех случаях связываемся с контрагентом, по которому спрашивают документы и согласовываем с ним свои действия.

Почему надо согласовывать? Чтобы не подставить его и не подставиться самим. Скорее всего, аналогичный запрос получил и Ваш контрагент. Ваши ответы должны совпадать.

Не совпадение ответов приводит к дополнительным требованиям или даже назначению проверок.

По реальным сделкам с реальными контрагентами готовим документы и формулируем информацию.

По сделкам с «обнальными» и «схемными» контрагентами документы лучше не предоставлять. Штраф за не предоставление документов может оказаться намного дешевле возможных последствий. Попробуйте закидать фискалов ответными уточняющими запросами, просьбами отсрочки и т.п.

Шаг 4. Исполнение требования

Документы можно передать в бумажном виде – почтой или в налоговый орган через окошко, либо в электронном виде по ТКС.

Бумаги передаем по описи (сопроводительному письму).

По ТКС сопровождаем реестром.

Документы передаем только те, которые указаны в Требовании.

Если требуют информацию — передаем только информацию, а не документы.

Если запрашиваемого документа в природе не существует, не надо его «рисовать» (из этого правила есть исключения).

Если количество затребованных документы очень много, пишите ходатайство о продлении срока представления документов.

Предоставляя документы, Вы не обязаны облегчать фискалам жизнь – у Вас нет обязанности аккуратно разложить документы по датам, сделкам и вообще как-то их упорядочить.

Как делают некоторые компании?

В хаосе предоставляемых документах в описи указаны документы, которых на самом деле нет.

Собственно говоря, по перечню шагов, всё.

Считаю необходимым добавить: даже если в требовании что-то указано неправильно, ошибочно, не отвечайте отказом. Запросите уточнение.

Судебная практика по вопросам истребования документов складывается как в пользу налоговиков, так и компаний:

Решение ФАС Западно-Сибирского округа по делу А27-12135/2013

Решение АС Западно-Сибирского округа по делу А67-9023/2018

Постановление АС Московского округа по делу № А40-211149/2018

Постановление АС Поволжского округа № Ф06-42680/2018

Если хотите узнать, как правильно отвечать на требования налоговой службы, то Вам сюда.

Комментируем, ставим лайки, делимся в соц сетях

Источник: https://zen.yandex.ru/media/ustav_ooo/trebovanie-o-predostavlenii-dokumentov-vne-ramok-nalogovoi-proverki-5e7b5f3f6952617566bef8e4

Что делать, если инспекция требует документы

Требование о предоставлении информации

Когда компания получает требование о представлении документов, финансовая служба обычно бросается его исполнять. В результате тратит массу времени на поиск и копирование бумаг, а в налоговый орган их приходится везти грузовиками. Но чиновники, запрашивая документы и штрафуя за их непредставление, часто ошибаются. Выясним, какие ошибки приводят к отмене штрафов.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер».

Выясняем общие правила

Возможность требовать документы у компаний инспекторам дают ст. 93 и 93.1 Налогового кодекса. Сразу скажем, что в данной статье мы не будем исследовать вопросы, связанные с представлением пояснений по декларации по п. 3 ст. 88 НК РФ.  

Итак, ст. 93 НК РФ чиновники пользуются, если запрашивают документы непосредственно у проверяемого налогоплательщика, с. 93.1 — если нужно узнать информацию о фирме у ее контрагентов. Обычно требование направляют, когда проводят налоговые проверки. Но п. 2 ст. 93.1 НК РФ позволяет инспекторам истребовать документы по конкретной сделке вне проверки.

Такое требование может быть направлено не только участникам сделки, но и третьим лицам, которые, по мнению инспекции, могут обладать какой-либо информацией.

Во всех случаях требование оформляют по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Когда инспекция запрашивает документы в порядке ст. 93.1 НК РФ у организации, состоящей на учете в другом налоговом органе, она формирует поручение коллегам, а те уже направляют требование непосредственно фирме.  

Налоговый кодекс устанавливает три способа вручения требования:

  • лично налогоплательщику или его представителю под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • через интернет: по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Для последних двух способов предусмотрены особые сроки его получения:

  • Если требование направили почтой — то оно считается врученным на 6 день с даты отправки.
  • Если по ТКС, то плательщик обязан направить квитанцию о приеме документа, и днем вручения считается дата, указанная в этой квитанции.
  • Требования, размещенные в личном кабинете налогоплательщика, считаются полученными на следующий день после размещения. Дата получения требования имеет значения для определения крайнего срока представления документов.

Чтобы исполнить требование, направленное в рамках ст. 93 кодекса у плательщика есть 10 дней с даты получения. Исключения предусмотрены для КГН — 20 дней и иностранных организаций-плательщиков страховых взносов — 30 дней. На исполнение требования, направленного по ст. 93.1 НК РФ, у контрагента есть 5 дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Если вовремя не представить документы, то за каждую бумагу оштрафуют на 200 руб. (ст. 126 НК РФ). Часто инспекторы запрашивают значительный объем документации, подготовить которую за отведенный срок компания не успевает. Ведь сдают только копии, оригиналы чиновники требовать не вправе.

В этом случае следует направить налоговикам  уведомление с просьбой продлить срок на подготовку документов. Также в нем нужно указать причины, по которым фирма не может сдать бумаги вовремя. Обратите внимание, продление срока — это право инспекции, но не ее обязанность.

Поэтому отказы в таком продлении вполне возможны.

https://www.youtube.com/watch?v=0YMgrKk5dw0

Налогоплательщики нередко оспаривают штрафы за непредставление документов, так как инспекция склонна требовать больший объем документации, чем имеет право. При этом она как правило забывает, что обязана доказать наличие у плательщика обязанности представить соответствующие документы и сведения.

Мало того, чиновники  должны обосновать привлечения к налоговой ответственности и штраф не только по праву, но и по размеру. Если инспекция не доказала, что запрошенные документы есть у плательщика — штраф незаконен (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.10.2016 № Ф02-5413/2016).

Определяем, законно ли требование налоговой инспекции

Разберемся, какие документы фирма обязана представить, а какие — нет. Итак. Инспекция может истребовать документы, необходимые для проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ). Это очень расплывчатая формулировка. Попробуем ее конкретизировать.

Первое: у проверки есть конкретный предмет, значит, истребуемые документы не должны выходить за его рамки. Например, если исследуют НДС, то запрашивать вправе счета-фактуры, но не зарплатные ведомости.

Второе: инспекторы всегда проверяют конкретный период деятельности. Значит, документы должны относиться к этому времени. При выездной проверке они не должны выходить за период ревизии, указанный в решении о ее назначении, а при камеральной — относится к тому же периоду, за который представлена декларация.

Третье: запрашиваемые бумаги, должны быть предусмотрены налоговым и бухгалтерским законодательством. Так, например, инспекторы могут попросить техническую документацию и прочее.

Но составление таких документов не предусмотрено налоговым или бухгалтерским законом, а значит требовать их представить, и тем более штрафовать за несдачу чиновники не вправе (постановление ФАС Центрального округа от 30.07.2013 № А64-5847/2012).

Что касается требования о предоставлении сведений и информации по конкретной сделке, то практика противоречива.

Так известны случаи, когда суды признавали законным истребование документов у контрагента по сделкам с проверяемым плательщиком, которое было обоснованно так: сведения необходимы налоговому органу для подтверждения финансово-хозяйственных взаимоотношений Общества с ООО и исключения риска получения последним необоснованной налоговой выгоды по совершенным сделкам (постановление АС Волго-Вятского округа от 08.08.2016 № Ф01-3050/2016).

Собираемся оспорить требование инспекции

Многие плательщики, оспаривая требования, указывают, что они незаконны, так как не содержат реквизитов документов.

Этот довод суды не воспринимают, так как реквизиты и иные индивидуализирующие признаки документов налоговики не могут указать в силу объективных причин. Они им не известны.

Ведь это внутренние документы общества, сведениями о которых инспекция не располагает (Определение ВАС РФ от 10.04.2014 № ВАС-3509/14).

Если компания не представила документы, надо пояснить причины. Например, фирма вообще могла не составлять конкретную документацию, так как она не предусмотрена ее учетной политикой.

Так в деле рассмотренном ФАС Центрального округа суд признал незаконным штраф за непредставление регистраторов аналитического учета.

Он указал, что компания именно эти документы не составляла в силу положений учетной политики, но сдала иные, содержащие необходимую информацию для проведения налогового контроля (постановление от 30.07.2013 № А64-5847/2012).

Еще один любимый документ инспекторов — оборотно-сальдовые ведомости. В этом случае суды единодушны. Штрафовать за их непредставление неправомерно. Они относятся  к регистрам бухгалтерского учета, а не к категории «документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов» (Определение ВАС РФ от 27.04.2015 № 304-КГ15-2879).

Требования налогового органа не стоит игнорировать. К чему это может привести, обсудим на вебинаре «Требования налогового органа: как правильно организовать порядок представления документов». Лектор Шиляева Ю. Г. расскажет как реагировать на незаконное требование налогового органа,  как относиться к требованиям вне проверки и много других нюансов.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1505

статьи 10 Закона

Требование о предоставлении информации

Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 “О защите прав потребителей” предусмотрена обязанность продавца предоставить потребителю актуальную  информацию о себе, а также о товарах и услугах.

Обязанность продавца по предоставлению информации

Подобные обязательства возникают на основании статьи 10 вышеуказанного нормативного акта. О некоторых товарах и услугах обязанность по доведению информации возникает на основании Постановлений Правительства РФ.

Сведения о товарах, работах и услугах, доводимых до потребителя, должны обеспечивать возможность правильного выбора и включать следующую информацию:

  • наименование нормативного акта, регулирующего требование к товару, работе или услуге (например, технический регламент);
  • основные потребительские характеристики товара, такие, как состав продукта, в том числе сведения о содержании пищевых добавок, биологически активных добавок, компонентов с содержанием ГМО, если их содержание более 0,9 процента; пищевая ценность, назначение товара, условия применения и хранения продуктов, способы изготовления блюд, вес или объем, дата и место изготовления, упаковки и расфасовки, информация о противопоказаниях. Список товаров (услуг, работ), для которых обязательно отражение сведений о противопоказаниях, должен утверждаться Правительством Российской Федерации;
  • цена в рублях и условия приобретения товаров, работ, услуг, в том числе график платежей и полная сумма к выплате;
  • установленный гарантийный срок;
  • энергетическая эффективность товаров;
  • срок службы или срок годности, а также условия утилизации и предупреждение об опасности по использованию вне срока службы;
  • адрес, фирменное наименование, реквизиты изготовителя или импортера;
  • обязательное подтверждение соответствия товаров (услуг, работ);
  • информация об утвержденных правилах продажи товаров (услуг, работ);
  • наименование или имя исполнителя работ;
  • указание об использовании фонограмм;
  • указание о том, что товар был в употреблении или о том, что в нем имеется недостаток.

Вся информация должна быть предоставлена на этикетках, маркировке, на технической документации либо иным способом, установленным законодательством или деловым обычаем.

Обязательное соответствие подтверждается документом, содержащим номер, срок его действия, а также сведения об организации, его выдавшей, а также знаком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 августа 1997 N1037 “О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке” все иностранные товары, ввозимые на территорию нашей страны, должны также иметь доступную для потребителей информацию на русском языке.

Ответственность

За нарушение продавцом требований по предоставлению необходимой информации о товаре, работе или услуге к нему могут быть применены меры административной ответственности.

Согласно статье 14.5 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации, за нарушение законодательства о предоставлении обязательной информации о товаре продавцу грозит предупреждение или наложение денежного штрафа:

  • на физических лиц в размере от 1,5 тысяч до 2 тысяч рублей;
  • в отношении должностных лиц – от 3 тысяч до 4 тысяч рублей;
  • в отношении юридических лиц – от 30 тысяч до 40 тысяч рублей.

Согласно статье 14.7 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации, введение покупателей в заблуждение в отношении потребительских характеристик товара, услуги, работы грозит наложением денежного штрафа:

  • на физических лиц в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей;
  • в отношении должностных лиц – от 12 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • в отношении юридических лиц – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Помимо административной ответственности, продавцу грозят следующие негативные последствия:

  • возмещение стоимости товара, если непредставление необходимых сведений привело к порче товара;
  • неустойка за просрочку удовлетворения требований потребителя;
  • убытки, причиненные потребителю непредставлением информации, в том числе из-за необоснованного уклонения от заключения сделки;
  • взыскание морального вреда;
  • в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу покупателяиз-за нарушения обязанности продавца по предоставлению необходимых сведений о товаре – возмещение вреда.

Таким образом, нарушение продавцом обязанности в предоставлении сведений о товаре влечет серьезные финансовые и административные последствия, а потребитель имеет право сообщить о нарушениях со стороны продавца в контролирующие органы и получить возмещение убытков и денежную компенсацию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/zpp/st-10.html

Как правильно ответить на требование о предоставлении документов (информации) от ИФНС — Audit-it.ru

Требование о предоставлении информации

Источник: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH

Ссылка на оригинал статьи

Каждому предпринимателю, директору, главному бухгалтеру знакомо чувство легкой тревоги при получении требований налоговых органов о предоставлении документов (информации). Требование может касаться самого налогоплательщика, его контрагентов, знакомых и незнакомых третьих лиц.

Наряду с требованиями, нередко поступают уведомления о необходимости дать пояснения, в том числе письменные, которые мало отличаются от требований по содержанию. Требования могут прийти в рамках начавшейся проверки или на этапе предпроверочного анализа, обозначая интерес инспектора.

Попробуем разобраться, как сберечь время, нервы и бумагу в принтере, если требование пришло, и как при этом не нарваться на штрафы за его невыполнение.

В последние годы НК РФ дает инспекторам все новые и новые возможности для запроса документов, судебная практика отворачивается от налогоплательщиков, а налоговые инспектора входят во вкус, направляя все больше и больше требований и запрашивая пояснения. В результате, количество требований, составляемых налоговыми органами, достигло апогея.

Для начала разберемся, что и у кого может запрашивать инспектор:

По ст.ст. 88, 93 НК РФв рамках камеральнойпроверкиПо ст.ст. 89, 93 НК РФв рамках выезднойпроверкиПо ст. 93.1 НК РФв рамках «встречной»проверки Вызов для дачи пояснений,в том числе письменных,на основании(подп. 4 п.1 ст.31 НК РФ)
В отношении самогоналогоплательщика 
  • Документы, которые подаются вместе с налоговой декларацией;
  • Документы, подтверждающие убыток (уменьшение суммы налога), заявленный в уточненной декларации, поданной спустя 2 года после подачи первичной декларации;
  • Иные документы, предусмотренные ст. 88 НК РФ, связанные с проверками применения льгот, уплатой НДС, инвестиционных товариществ, возвратов подакцизных товаров, услуг иностранных организаций, состоящих на учете в РФ, операций, освобожденных от обложения страховыми взносами, вычетов при продаже товаров по tax free, инвестиционных вычетов.
Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой проверяемых налогов в проверяемом периоде. Документы и информацию относительно конкретной сделки, при отсутствии камеральной или выездной проверки, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость их получения. Пояснения о любых аспектах деятельности налогоплательщика, в том числе с обязанностью приложить подтверждающие документы. Сроки ответа устанавливаются инспектором произвольно. 
В отношенииВашего контрагента Не запрашиваются.Не запрашиваются. Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой налогов. Пояснения о специфике взаимоотношений с контрагентом. 
В отношениитретьего лица – то естьорганизаций/ИП, с которымиВы как налогоплательщикнапрямую не имеетедоговорных отношений Не запрашиваются. Не запрашиваются. Любые имеющиеся документы и информацию, если проверяемое лицо связано с Вами «по цепочке» поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).  Не запрашиваются. 
Санкции за неисполнение Непредоставление документов – штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Возможна выемка документов.Непредоставление сведений, запрошенных на основании п. 3 ст. 88 НК РФ – штраф 5 000 рублей. Непредоставление документов – штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Возможна выемка документов. Непредоставление документов – штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).Несообщение информации, – штраф 5 000 рублей. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица – штраф от 500 до 1 000 рублей для ф.л., и от 2 000 до 4000 рублей для должностных лиц (19.4 КоАП РФ) 

 

А теперь более подробно.

Что могут запросить при проверках?

Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно.

Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.

Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.

И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.

Так, совсем недавно в Свердловской области и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».

Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.

В рамках выездной проверки могут запрашиваться любые документы

Пункт 12 статьи 89 НК РФ содержит лишь одно ограничение: они должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов.

В Письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», налоговая служба описывает то, какие документы и информация могут интересовать проверяющих, не намного подробнее: 

«в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки».

Какого-либо исчерпывающего перечня таких документов нет, соответственно, объем и состав запрашиваемых документов и информации фактически не ограничен.

Требования в рамках «встречных проверок»

Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.

Однако данные ограничения могут быть легко инспектором преодолены.

Если документы, связанные с деятельностью налогоплательщика нельзя истребовать при камеральной проверке у самого налогоплательщика, то почему бы не запросить интересуемые инспектора документы в рамках «встречной» проверки каждого из контрагентов налогоплательщика.

Получается, что инспектор запрашивает документы не в отношении самого налогоплательщика, а имеющиеся у него документы в отношении всех его контрагентов. Фактически же проверяется сам налогоплательщик.

Формально такие требование законны и оспорить их в суде в подавляющем большинстве случаев не удается.

Важным нюансом встречных поверок является то, что запрашиваемые при их проведении документы и информация должны быть связаны с проверяемым налогоплательщиком, то есть с вашим контрагентом, в отношении которого и проводится проверка.

Эта связь не обязательно должна быть прямой.

В ситуации, когда у вас запрашивают документы по взаимоотношениям с вашим контрагентом, но при этом проверяют третье лицо (которое вы можете и не знать), такое требование будет законным, если ваш контрагент является звеном в цепочке поставщиков (покупателей), ведущей к проверяемому третьему лицу.

Или, например, у вас может быть запрошена информация о том, как вы отразили операцию с контрагентом в своем бухгалтерском учете. Связь данной информации с проверяемым налогоплательщиком (вашим контрагентом) неочевидна, однако суды признают истребование такой информации правомерной.

Требования, выставленные в рамках предпроверочного анализа

Если вы получили требование, в котором есть фраза «Вне рамок налоговых проверок», и вас просят представить документы, относящиеся к одному или нескольким налоговым периодам, то, «поздравляем» – с большой вероятностью вы являетесь претендентом на выездную налоговую проверку.

Приведем пример реального требования, полученного контрагентом одной группы компаний, подозреваемой налоговыми органами в искусственном дроблении бизнеса:

Такие требования используются инспекторами очень широко, и информация о вас аналогичным требованием может быть запрошена у всех ваших контрагентов.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает среди мероприятий налогового контроля проведение предпроверочного анализа, однако отвечать на такие требование придется.

Что учесть при подготовке ответа на требование, выставленное вне рамок налоговых проверок?

Налоговый кодекс РФ содержит правило, согласно которому вне рамок налоговых проверок инспектор может запросить документы и информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, если у налоговых органов возникла обоснованная необходимость их получения.

Из данного правила следует, что налоговый орган должен указать сведения, позволяющие определить ту самую конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, и налоговый орган должен обосновать необходимость их получения.

Сведениями, позволяющими конкретизировать сделку (сразу отметим, что это может быть сразу несколько сделок), могут быть реквизиты договора, счетов-фактур и так далее. И по такой конкретной сделке можно запрашивать любой объем документов, любую информацию.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/1011433.html

Как ответить на запрос о предоставлении информации

Требование о предоставлении информации

Ответ на запрос о предоставлении информации — это документ, в котором фигурирует отказ в отправке нужных данных или сразу же указывается то, что требует автор письма.

Необходимо уточнить, на каком основании направляется запрос. Большинство государственных структур способны требовать данные, связанные с работой частной компании и деятельностью бюджетной организации. Например:

  • суды и приставы в рамках дела или производства по нему;
  • прокуратура и полиция в рамках конкретного уголовного дела или полученного заявления;
  • налоговая в рамках проверки налоговых отчислений;
  • адвокаты в рамках отдельных оказываемых услуг;
  • Министерство обороны в рамках обеспечения обороноспособности страны.

Кроме того, данные необходимо предоставлять контрагентам, если это необходимо исходя из заключенного между сторонами договора. Например, о порядке поставки товаров, наличии груза на складе и так далее. Еще такие письма направляют лица, связанные по договору оферты. Например, уточнение цены товара в онлайн-магазине, вопрос о наличии свободных вакансий, о графике работы торговой точки.

Важна мотивация. В документе необходимо указывать, на основании чего он направляется (например, «в рамках рассмотрения дела №… от …» или согласно договору оферты №… от…). Если мотивации нет или она указана не четко — следует отказ. Также отказывают в подаче информации при отсутствии на запросе необходимых подписей и печатей, наличии ошибок в реквизитах и других подобных ситуациях.

В какие сроки надо подготовить ответ

Для частных компаний строгих правил касательно сроков ответа не существует. Рекомендуется ориентироваться на следующие особенности:

  1. Если запрос поступил от государственной структуры, в нем обычно указывается требование предоставить ответ в течение определенного количества дней. Не стоит пренебрегать этим требованием.
  2. Если требование поступило от контрагента и в договоре между сторонами сказано, что при такой ситуации ответ необходимо предоставить в течение конкретного срока, на этот период и стоит ориентироваться.
  3. Во всех остальных ситуациях рекомендуется давать ответ в течение 7 дней или любого разумного срока.

«Разумность» срока определяется исключительно получателем, но ее необходимо связывать с поиском необходимой информации. Например, если письмо касается данных, которые есть в быстром доступе, рекомендуется ответить немедленно. В том же случае, когда приходится поднимать архивные данные за последние три года, понятно, что срок значительно увеличивается.

Как составить ответ

При составлении ответа следует руководствоваться стандартными правилами деловой переписки. Строгой формы, утвержденной законодательно, не существует, но в документе указываются следующие данные:

  • данные получателя письма (название и адрес компании, которая отвечает на бумагу);
  • текст ответа. Обычно он начинается с упоминания запроса;
  • дата и подпись должностного лица. Обычно ставится печать компании. Рекомендуется добавить контактные данные составителя ответа, чтобы его получатель смог уточнить данные, если это потребуется.

При отказе форма примерно такая же, но текст меняется на противоположный. Там указывается, по какой причине данные невозможно предоставить.

Стандартный бланк такого документа выглядит так:

_____ года № _________Руководителю________________________________________________

О предоставлении информации

В ответ на ваш запрос о предоставлении информации от _________ года № _

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Директор___________________________________________И.О. Фамилия

Образец ответа с отказом дать информацию

Подходящий для использования образец, как правильно отвечать на запросы, составленные неверно:

Как отправить

Если в рамках полученного письма необходимо предоставить какие-либо важные документы (например, оригиналы отчетов и так далее), отправка осуществляется курьерской службой. Во всех остальных ситуациях достаточно направить письмо в бумажном виде обычной почтой или просто выслать в электронном виде.

Источник: https://ppt.ru/forms/zapros/kak-otvetit-na-zapros-o-predostavlenii-informatsii

Требование о предоставлении документов (информации) от ИФНС: инструкция по применению

Требование о предоставлении информации

Каждому предпринимателю, директору, главному бухгалтеру знакомо чувство легкой тревоги при получении требований налоговых органов о предоставлении документов (информации). Требование может касаться самого налогоплательщика, его контрагентов, знакомых и незнакомых третьих лиц.

Наряду с требованиями, нередко поступают уведомления о необходимости дать пояснения, в том числе письменные, которые мало отличаются от требований по содержанию. Требования могут прийти в рамках начавшейся проверки или на этапе предпроверочного анализа, обозначая интерес инспектора.

Попробуем разобраться, как сберечь время, нервы и бумагу в принтере, если требование пришло, и как при этом не нарваться на штрафы за его невыполнение.

В последние годы НК РФ дает инспекторам все новые и новые возможности для запроса документов, судебная практика отворачивается от налогоплательщиков, а налоговые инспектора входят во вкус, направляя все больше и больше требований и запрашивая пояснения. В результате количество требований, составляемых налоговыми органами, достигло апогея.

Для начала разберёмся, что и у кого может запрашивать инспектор:

По ст.ст. 88, 93 НК РФ
в рамках камеральной
проверки
По ст.ст. 89, 93 НК РФ
в рамках выездной
проверки
По ст. 93.1 НК РФ
в рамках «встречной»
проверки
Вызов для дачи пояснений,
в том числе письменных,
на основании
(подп. 4 п.1 ст.31 НК РФ)
В отношении
самого
налого-плательщика 

– Документы, которые подаются вместе с налоговой декларацией;

– Документы, подтверждающие убыток (уменьшение суммы налога), заявленный в уточненной декларации, поданной спустя 2 года после подачи первичной декларации;

– Иные документы, предусмотренные ст. 88 НК РФ, связанные с проверками применения льгот, уплатой НДС, инвестиционных товариществ, возвратов подакцизных товаров, услуг иностранных организаций, состоящих на учете в РФ, операций, освобожденных от обложения страховыми взносами, вычетов при продаже товаров по tax free, инвестиционных вычетов.

Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой проверяемых налогов в проверяемом периоде.  Документы и информацию относительно конкретной сделки, при отсутствии камеральной или выездной проверки, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость их получения.  Пояснения о любых аспектах деятельности налогоплательщика, в том числе с обязанностью приложить подтверждающие документы. Сроки ответа устанавливаются инспектором произвольно. 
В отношении
Вашего контрагента 
Не запрашиваются. Не запрашиваются.  Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой налогов.  Пояснения о специфике взаимоотношений с контрагентом. 
В отношении
третьего лица
– то есть
организаций/ИП,
с которыми
Вы как налого-плательщик
напрямую не имеете
договорных отношений 
Не запрашиваются.  Не запрашиваются.  Любые имеющиеся документы и информацию, если проверяемое лицо связано с Вами «по цепочке» поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).   Не запрашиваются. 
Санкции за неисполнение  Непредоставление документов – штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Возможна выемка документов.
Непредоставление сведений, запрошенных на основании п. 3 ст. 88 НК РФ – штраф 5 000 рублей. 
Непредоставление документов – штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Возможна выемка документов.  Непредоставление документов – штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).
Несообщение информации, – штраф 5 000 рублей. 
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица – штраф от 500 до 1 000 рублей для ф.л., и от 2 000 до 4000 рублей для должностных лиц (19.4 КоАП РФ) 

 

А теперь более подробно.

Что могут запросить при проверках?

Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно.

Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.

Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.

И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.

Так, совсем недавно в Свердловской области и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».

Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.

Требования, выставленные в рамках предпроверочного анализа.

Если вы получили требование, в котором есть фраза «Вне рамок налоговых проверок», и вас просят представить документы, относящиеся к одному или нескольким налоговым периодам, то, «поздравляем» – с большой вероятностью вы являетесь претендентом на выездную налоговую проверку.

Приведем пример реального требования, полученного контрагентом одной группы компаний, подозреваемой налоговыми органами в искусственном дроблении бизнеса:

Такие требования используются инспекторами очень широко, и информация о вас аналогичным требованием может быть запрошена у всех ваших контрагентов.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает среди мероприятий налогового контроля проведение предпроверочного анализа, однако отвечать на такие требование придется.

Что учесть при подготовке ответа на требование, выставленное вне рамок налоговых проверок?

Налоговый кодекс РФ содержит правило, согласно которому вне рамок налоговых проверок инспектор может запросить документы и информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, если у налоговых органов возникла обоснованная необходимость их получения.

Из данного правила следует, что налоговый орган должен указать сведения, позволяющие определить ту самую конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, и налоговый орган должен обосновать необходимость их получения.

Сведениями, позволяющими конкретизировать сделку (сразу отметим, что это может быть сразу несколько сделок), могут быть реквизиты договора, счетов-фактур и так далее. И по такой конкретной сделке можно запрашивать любой объем документов, любую информацию.

Источник: https://www.taxcoach.ru/taxbook/trebovanie_o_predostavlenii_dokumentov_ot_ifns

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.